|
Импровизированный краш-тест ВАЗ-2101
ВАЗ-2101 пострадал от смещенного удара в
деформируемый барьер на скорости 64 км/ч!
Передняя левая стойка ушла назад на 100 мм - это
как раз пороговая величина. Дверь, лишь выгнута
наружу,но не сломана. Умеренная складка на
крыше.
В салоне,
правда, картина иная. Баранка вновь, как это
было у большинства испытанных нами отечественных
машин, смята грудью и головой манекена - и
задрана высоко к потолку. Центр рулевого вала
смещен на 125 мм назад, на 40 мм вправо - и аж
на 190 мм вверх. Металл пола в районе соединения
с порогом разорван. Есть разрывы и в месте, где
к передней стойке крепится поперечина, которая
проходит под панелью в салоне. А пол под
водителем просто «провалился». Соответственно,
водительское сиденье ушло вниз и наклонилось
вперед. Да так сильно, что манекен просто
припечатало спинкой кресла к рулю!
Со столь
сильной деформацией пола на автомобилях
классической компоновки мы сталкиваемся далеко
не впервые. Причина в том, что при смещенном
ударе силовой агрегат уходит в сторону и немного
вверх, действуя при этом подобно рычагу и
выгибая пол вниз за точки крепления опоры
коробки передач. Здесь бы предусмотреть
какую-нибудь защиту - например, «самосрезающиеся»
при определенном виде воздействия болты опоры.
Но ни на вазовской «классике», ни на Волге,
этого нет.
Руль как мог
смягчил удар головой - интегральный коэффициент
вероятности травмы головы HIC вдвое ниже опасной
величины в 1000 единиц. Помогло и то, что
основной контакт лица с баранкой пришелся не на
ступицу, а на левые спицы - ведь рулевой вал
немного увело в сторону пассажира. Но посмотрите
на пик перегрузок - замедление в 88g действовало
на «мозг» дольше допустимых медиками трех
миллисекунд. А это уже считается опасным: голова
на схеме - красная.
Нагрузка на грудь от ремня немалая, плюс
к этому «водитель» c силой налег на
руль. А за это справедливо полагается
снижение оценки - травмы ребер при таком
контакте более чем вероятны! С ногами
тоже беда - достаточно посмотреть, как
зажало бедолагу Гибрида между креслом и
панелью... Датчики в голенях
зафиксировали повышенные изгибающие
нагрузки, вдобавок ноги могут пострадать
от торчащих педалей. Особенно
«отличилась» педаль сцепления - ее
площадка ушла не только на 315 мм назад,
но и на 130 мм вверх.
И лишь
колени можно считать в относительной
безопасности. Несмотря на то, что
передняя панель здорово вмята в местах
контакта с коленными чашечками, нагрузки
на «бедренные кости» невелики. Тут
сыграла свою роль мягкая накладка панели
- и то, что металл под ней очень
податливый. Но что будет, если удар
левым коленом придется чуть левее и ниже
- в блок предохранителей? А если правое
колено ударится о металл кронштейна
рулевой колонки?
«Пассажиру» тоже не повезло. Во-первых,
он достал головой до панели. И несмотря
на то, что она в «Копейке» довольно
мягкая, травмобезопасная и лишена
высокого козырька, удар оказался
сильнее, чем у «водителя». Коэффициент
HIC равен 941 - очень близко к пороговой
тысяче. Но хуже то, что пик замедления
превысил отметку в 140g. Поэтому, как и
в случае с «водителем», голова пассажира
при фронтальном столкновении - в
опасности. А нагрузка от ремня на грудь
и вовсе «зашкалила» - тарированные
«ребра» вдавило на 59 мм при максимально
допустимых 50 мм. Пассажиру «светит» не
только сотрясение мозга, но и перелом
ребер... |
|
Самое
интересное, что при подсчете баллов по методике
EuroNCAP даже при максимально строгой
пенализации ВАЗ-2101 все же набирает два балла -
их в «копилку» принесли невысокие нагрузки на
бедра обоих манекенов.
Во-первых,
качество сборки кузова этой «Копейки» неплохое -
металл начал рваться лишь в нескольких наиболее
нагруженных местах..
Во-вторых, при
фронтальном столкновении ВАЗ-2101 может
оказаться жестче, чем ВАЗ-2107. Утверждать это
мы можем с известной долей осторожности - всем
известно, насколько сильно могут отличаться друг
от друга отечественные автомобили одной модели,
выпущенные в разные дни. Кузовные детали
штампуют из разного металла, сварку могут вести
в более или менее изношенных кондукторах...
Но если результат
этого краш-теста - не случайность, а
закономерность, то ВАЗ-2101 с точки зрения
пассивной безопасности лучше, чем ВАЗ-2107! И
это при том, что «Копейка» появилась гораздо
раньше «семерки».
Но это, увы, отнюдь
не повод для радости. Правильнее будет сказать
иначе - ВАЗ-2101 лишь немного менее опасен при
аварии, чем ВАЗ-2107. Потому что два балла или
ноль из 16 возможных - разницы практически
никакой. Как говорят ученые, разница лежит в
пределах погрешности измерений. В данном случае
- в пределах погрешности методики оценки
EuroNCAP. И при столкновении любой вазовской
«классики» с более современным автомобилем, будь
то ВАЗ-2110 с его четырьмя баллами по шкале
EuroNCAP или наш рекордсмен по безопасности
Renault Symbol, людям в салоне заднеприводного
ВАЗа придется заведомо хуже.
Повреждения
автомобиля в реальных условиях зависит от
оппонента.
Чаще всего они не столь глобальны, но учитывая
возрастной износ кузовов "Копеек" сила
деформации
зависит от степени ослабления несущей части
Реальные ситуации на фотографиях слева.
|