|
Прототипом для создания нового советского
автомобиля был итальянский ФИАТ-124,
завоевавший в 1965 году титул "Автомобиль
года". Однако, новый ВАЗ-2101 принципиально
отличается от своего итальянского "брата". В
первую очередь совершенно другим двигателем
с верхним распредвалом и увеличенным
межцентровым расстоянием, что в будущем
позволило неоднократно увеличивать литраж
мотора. При сохранении рабочего объема 1198
см куб. диаметр цилиндра стал больше на 3 мм
(с 73 до 76 мм), а ход поршня уменьшился с
71,5 до 66 мм, то есть двигатель стал более
короткоходным, а значит – более приемистым.
В общей сложности в конструкцию итальянской
малолитражки "ФИАТ-124" было внесено свыше
800 изменений.
В
сцеплении увеличили наружный диаметр
накладок – со 182 до 200 мм. В коробке
передач доработали конструкцию
синхронизаторов. По причине преимущественно
плохого дорожного покрытия клиренс увеличили
со 164 до 175 мм, правда, только в передней
части, так как сзади это не позволял картер
неразрезного моста. Передняя подвеска была
полностью переработана: изменена ее
кинематика, усилены многие детали, в том
числе пружины и шаровые опоры. Ведущий мост
– новый. Архаичная трехрычажная задняя
подвеска уступила место прогрессивной
пятиштанговой конструкции.
Еще на
ранних стадиях испытаний выяснилось, что
отечественное бездорожье неприемлемо для
задних дисковых тормозов Fiat – уже при 2-3
тысячах км пробега колодки стирались до
металла, поэтому тормоза заменили
барабанными.
Кузов
также основательно доработан и усилен.
Вместо двух проушин под домкрат (по одной с
каждого борта) появились четыре, что
обеспечивало гораздо более надежное
«вывешивание» автомобиля, к тому же, прежние
одинарные проушины находились под серединой
порога, и на русских колдобинах от них бы
вскоре ничего не осталось.
В переднем
бампере появилось отверстие для "кривого
стартера" – в наших условиях вещь просто
необходимая. Кроме того, передний и задний
бамперы обрели "клыки", а рядом с ними
появились буксирные проушины, которых на
Fiat не было. Передние сиденья, в отличие от
кресел итальянских Fiat, стали
раскладывающимися. Кнопочные ручки дверей
заменили "безопасными". Кроме того,
появилось наружное зеркало заднего вида.
Автомобиль
стал тяжелее. Его снаряженная масса
увеличилась с 855 до 945 кг. С другой
стороны, конструкция стала намного прочнее и
надежнее. Говоря о доработке Fiat 124 для
российских условий производства и
эксплуатации, стоит учесть, что она
проводилась преимущественно силами
итальянцев. Конечно, "вазовские" специалисты
принимали участие в работах, и опыт,
накопленный в процессе испытаний, позже
применялся ими при создании последующих
моделей. Впрочем, итальянцы продолжали
снабжать "вазовцев" техпредложениями по
изменению конструкции вплоть до постановки
на производство ВАЗ-2103.
19 апреля
1970 г. - это дата в истории Волжского
автомобильного завода по праву названа
триумфальной: на главном конвейере собран
первый автомобиль. Первенец ВАЗ-2101
оправдал ожидания его создателей. Ходовые
качества автомобиля были превосходны.
Волжский
автозавод начал реализацию автомобилей
ВАЗ-2101 через торговую сеть. После 19 лет
эксплуатации первый товарный автомобиль
занял почетное место в музее Волжского
автозавода, а владелец "копейки" с
удовольствием пересел за руль "девятки",
подаренной ему ВАЗом.
В августе
1970 г. ВАЗ-2101 послужил базовой моделью
для всей последующей гаммы моделей -
автомобилей классической компоновки:
ВАЗ-2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107.
Прошло 30
лет со дня выпуска первого ВАЗ-2101. Но и в
преклонном возрасте "копейки" колесят по
дорогах, вызывая
восхищение
своей неприхотливостью, надежностью,
выносливостью. |